В последний год наблюдаю резкий скачок интереса людей к оружию и тяги к его приобретению.
Обыватели, которые еще месяц, два, три назад даже не задумывались о подобном, массово подают документы и скупают «помпы» и «калашниковы». Все хотят иметь что –то «для самообороны на смутные времена», при этом даже не задумываются о том, что они с этим оружием будут делать.
Во многом плохую роль в этом сыграл интернет, с обилием фильмов и сайтов, на которых бравые «спецназовцы» демонстрируют «тайные знания,» что приводит к возникновению иллюзорного мнения: «посмотрю пару фильмов – и сам научусь, ничего сложного нету» и «уж при самообороне я точно не промахнусь».
Мало кто из неофитов задумывается о том, что самооборона с оружием – это не игра в контр-страйк, где «навел прицел и нажал на кнопку», а гораздо более сложный и комплексный процесс, в котором меткая и быстрая стрельба – это далеко не единственное, что нужно уметь и о чем нужно думать. А сам выстрел – это, зачастую, не первое действие, которое необходимо предпринять.
Если такой «самооборонщик» или «патруль самообороны» с оружием в руках – применит свое законно зарегистрированное оружие в критической ситуации, то учтет ли он следующие вероятные факторы и их последствия:
Скоростная стрельба в разных направлениях в условиях городской застройки существенно отличается от спокойной стрельбы на стрельбище по прямой линии. В первую очередь обилием рикошетирующих поверхностей, а также крайне вероятным наличием законопослушных граждан на линии огня или рикошета.
Стрельба в составе группы накладывает на стрелка дополнительную ответственность по исключению возможности попадания на линию огня посторонних лиц из числа мирных прохожих или своих же коллег-самооборонщиков.
Ношение оружия или его транспортировка с целью быстрого извлечения и изготовки к стрельбе требует совсем иных навыков нежели навыки ношения оружия на ремне через плечо на охоте.
Использование укрытий и прикрытий в ситуациях самообороны или вооруженного столкновения требует от стрелка четкого понимания, что и в какой ситуации для него может служить надежным укрытием, т.к. в отличие от компьютерных игр разные предметы могут служить «укрытиями» по разному, а некоторые только один раз в жизни – первый и он же последний.
Отсутствие командного взаимодействия, четкого распределения зон ответственности и контроля может привести к таким потерям, вследствие которых вся обоснованность применения своего оружия будет просто меркнуть, и никакие аргументы про «лучше пусть судят трое, чем несут шестеро» не воскресят тех, кто станет случайными жертвами подобных «стрелков с АК наперевес».
Психологическая и правовая подготовленность самооборонщика – это вообще тема отдельного разговора.
Также, вызывает ряд вопросов снаряжение «самооборонщиков».
Оружейные ремни, подсумки, средства защиты головы, локтей и коленей, бронежилеты, которые приобретаются как фетиш, только ради наличия в собственности предмета с гордым названим «ремень-трехточка» или «броник» без осмысленного понимания того, как это работает, с какой целью и в каких ситуациях используется или от чего может защитить.
При этом, аргумент о том, что «его удалось недорого купить» зачастую является чуть ли не основным обоснованием покупки той или иной вещи.
Приглашая людей посещать тренировки и семинары, я за почти 10 лет практики столкнулся с таким количеством отговорок и оправданий, что могу заранее предсказать все возможные контраргументы в стиле: «у меня есть друг из спецназа – он мне покажет», или «да я сам служил, я все и так знаю и умею».
При этом, всегда было забавно наблюдать, как после нескольких слитых «в ноль» упражнений базового уровня такие «орлы» уходили с гордо поднятыми головами, мол «это несерьезный тир, а вот в реальности я всем покажу».
Когда в стране было спокойно и хватало времени для системной работы с подобными «героями» по развенчиванию их иллюзий с примерами и моделированием практических ситуаций, когда эти иллюзии разрушались, то сейчас я просто призываю резко возросшее количество граждан с оружием задуматься о том, готовы ли они стать ответственными владельцами оружия в условиях кризиса? Осознают ли они необходимость пройти хотя бы минимальную подготовку?